Победа 75 // Список станций // RP75AOS


RP75AOS
Александр Осипович Шабалин

Архангельская область

QSL via RZ1OK


Фотографии и историческая информация о станции.
Внимание! Информация представлена управляющим оператором и опубликована как есть с полным соблюдением авторской орфографии и пунктуации.


Александр Осипович Шабалин (4 ноября 1914 — 16 января 1982) — советский военно-морской деятель, контр-адмирал, дважды Герой Советского Союза.

Родился 4 ноября 1914 года в деревне Юдмозеро Онежского уезда Архангельской губернии (ныне Онежского района Архангельской области) в семье крестьянина.

Окончил неполную среднюю школу.Шабалин А.О.- потомственный северянин. Юношей плавал на кораблях Мурманского тралового флота матросом. После окончания штурманских курсов при Мурманском морском техникуме стал штурманом траулера.

В 1936 году призван на службу Военно-Морской флот. С весны 1938 года служит на Северном флоте. В мае 1939 года назначается командиром торпедного катера.

Участник советско-финской войны 1939—1940 годов.

В боях Великой Отечественной войны с августа 1941 года.11 сентября 1941 года Шабалин А.О. одержал первую победу над врагом потопив транспортное судно противника. Спустя полтора месяца торпедным залпом уничтожает еще один транспорт, на борту которого было 2000 горных егерей. За уничтожение транспортного судна Шабалин удостоен ордена Ленина.

Атаки Шабалина всегда были дерзкими до отчаянности, но продуманными.

Успех своих дерзких атак Шабалин объяснял просто:

Я никогда не пользовался раз и навсегда установленным приемом торпедной атаки. Это был бы шаблон, против которого легко найти противодействие. Я старался каждую атаку строить по-новому, а для этого надо хорошо знать противника: где и какие у него огневые средства, как располагаются его силы.

Шабалин первым на Северном флоте начал атаковать противника от его же собственного берега, откуда противник меньше всего ожидал нападения. Не раз в ночном бою, выпустив все торпеды и потопив корабль, Шабалин уходил не в сторону моря, а опять к берегу противника, в тень от высоких скал. Останавливая моторы, чтобы не выдавать себя пенной полосой от винтов, затаившись ждал, пока враги отчаявшись обнаружить дерзкий катер, не уходили давая возможность без боя возвратиться в базу.

Командир торпедного катера ТКА-12 (1-й отдельный дивизион торпедных катеров, Охрана водного района Главной базы Северного флота) капитан-лейтенант Шабалин к началу 1944 года потопил подводную лодку, 4 транспорта и 2 сторожевых корабля противника. Звание Героя Советского Союза присвоено 22 февраля 1944 года. За высокое воинское мастерство при двукратном прорыве с группой торпедных катеров 13 октября 1944 года в порт Лиинахамари (Финляндия) и успешную высадку десанта в Лиинахамари командир отряда катеров 1-го дивизиона торпедных катеров (бригада торпедных катеров Северного флота) капитан-лейтенант Шабалин 5 ноября 1944 года награждён второй медалью «Золотая Звезда».

«Коридор смерти»

Чтобы попасть в порт Печенгу нужно пройти длинным и нешироким заливом Линиахамари... В 1944 году в Печенге были фашисты, и город и порт назывался — Петсамо. Залив же фашисты нарекли «Коридором смерти». Это потому,что, как они думали, никто живым по заливу к порту не пройдет...

Так рассказывал мне Александр Осипович Шабалин, дважды Герой Советского Союза. Сейчас Александра Осиповича нет в живых, а я жалею, что все-таки мало встречался с ним и так мало узнал о его удивительных подвигах и смелых атаках его торпедного катера — от него самого, от Александра Осиповича...

-Так вот, смотри,— говорил Александр Осипович, и на листке бумаги он нарисовал узкий залив и в конце его кружочек — порт. Здесь — вход в залив, тут боны и сети, которые тоже нужно было преодолеть. А по берегам у фашистов — пушки и пулеметы. Лучшие инженеры труди­лись здесь. И когда наши решили штурмовать порт, первых десантников на головном катере приказали высадить мне. Вот так же я размышлял над картой залива в ночь перед операцией. Правый берег, отметил я про себя, — высокий, обрывистый, левый — отлогий. По разведданным на правом — у фашистов особенно тяжелые пушки и больше всего пулеметный гнезд... Посадил я на свой ТК-114 десантников и пошел. За мной — другие катера. Вот и вход в залив. Фашисты нас сразу обнаружили. Вспыхнули прожектора. С обоих берегов разом потянулись к моему катеру светящиеся трассы пуль и снарядов. Огонь все усиливался и казалось, и метра не будет воды, куда не пристрелялись бы фашисты. И вот тут что-то мне словно подсказало, переложил я штурвал вправо и — под высокий берег. Фашисты сперва, наверное решили , что подбили меня. А я понимаешь, еще когда прошлой ночью карту изучал, подумал не здесь ли под высоким бере­гом для нас — спасение. Так и вышло. Пушки и пулеметы фашистов простреливали весь залив и особенно — середину его - фарватер, а под крутым берегом была «мертвая зона», стволы пушек не опускались так, чтобы бить круто вниз... Этим мы и воспользовались. Катер мой просто исчез из поля зрения артиллеристов правого берега. Ход, правда, пришлось сбавить, чтобы не налететь на прибрежные камни. Так по самому краю »Коридора смерти» мы и пошли. А за мной —другие катера. С левого берега стреляли, но это был уже не тот огонь, на который рассчитывали фашистские инженеры, когда строили свои укрепления... Словом прошли мы «Коридор смерти» и тут уж на «самом полном»— к причалам. По заливу мы шли полчаса, а на бросок к причалу потратили тридцать секунд. Миг — и мои десантники попрыгали с палубы, залегли с пулеметами на берегу, окопались. Еще немного — и остальные катера подоспели. Вот и все...

Так скромно рассказывал мне Александр Осипович. Его рисунок — чертеж залива с «Коридором смерти» я сохранил. Позднее, листая газеты военного времени я нашел приказ Верховного Главнокомандующего, где было сказано, что «войска Карельского фронта прорвали сильно укрепленную оборону немцев северо-западнее Мурманска и сегодня, 15 октября, при содействии кораблей и десантных частей Северного флота овладели городом Петсамо (Печенга) — важной военно-морской базой и мощным опор­ным пунктом обороны немцев на Крайнем Севере». За прорыв «Коридора смерти» Александр Осипович получил свою вторую Золотую Звезду Героя.

Олег ОРЛОВ (ж-л "Костер" №11-1984 г.)

После войны Шабалин - командир бригады надводных кораблей, затем заместитель начальника штаба Северного флота.

В 1951 году окончил Каспийское высшее военно-морское училище.

в 1955 году - Академические курсы офицерского состава ВМФ.

В 1969-1975 гг. - заместитель начальника Военно-морского училища имени М.В. Фрунзе.