Победа 75 // Список станций // RP75GRO


RP75GRO
Горьковский рубеж обороны

Нижегородская область

QSL via RJ3T


Фотографии и историческая информация о станции.
Внимание! Информация представлена управляющим оператором и опубликована как есть с полным соблюдением авторской орфографии и пунктуации.


Уже в январе 1941 года на совещании у Гитлера по плану «Барбаросса» Франс Гальдер (в то время начальник штаба Верховного командования сухопутных войск вермахта) сделал доклад, основной идеей в котором была следующая формула успеха, с его точки зрения: «Быстрота. Никаких задержек. Не ожидать железных дорог. Достигать всего, используя мотор». В это же время было намечено: сразу же после захвата Москвы, во второй половине сентября, начале октября 1941 года немцы должны вступить в город Горький, причем, ими планировалось использовать автодороги, ведущие к городу с запада - Московское шоссе и трассу Горький-Муром, которая была построена, как будто специально, в 1941 году.

Стремительное продвижение фашистских войск по территории нашей Родины в первые месяцы войны заставило руководство страны принимать экстренные меры по защите Горького. Почему Горький надо было защищать изо всех сил? - Все тот же Франс Гальдер 17 декабря 1940 года в своем знаменитом «Военном дневнике» делает такую запись о размещении советской оборонной промышленности: «32% - Украина, 28% (особенно авиапромышленность) - в районе Москвы и Горького, 16 процентов - в районе Ленинграда, остальное - на Урале и Дальнем Востоке». На этом основании Гальдер делает вывод, что захват Украины, Ленинграда и Москвы с Горьким сделает страну неспособной к дальнейшему сопротивлению.

В ноябре 1941 года началось беспрецедентное грандиозное строительство рубежа обороны города Горького.

Около 350 тысяч горьковчан, в том числе 150 тысяч рабочих и учащихся различных заведений, зачастую вручную лопатой и ломом, сделали почти невозможное.

За два месяца на дальних подступах к городу, в лесах и полях было выполнено 12 миллионов кубометров земляных работ. Для сравнения: при строительстве Беломоро-Балтийского канала было выполнено 20 миллионов кубометров. То есть рубеж обороны Горького оказался меньше одной из самых крупных в мире судоходных рукотворных водных систем всего на 40%, при этом, следует учесть, что канал строился 20 месяцев, а рубеж обороны города Горького - всего 2! Другой пример: крупнейшее ирригационное сооружение в Советском Союзе - Большой Ферганский канал - строился тоже около полутора лет, а объем земляных работ почти сравним с рубежом обороны города Горького.

Кроме осуществления земляных работ вокруг Горького было заготовлено около 100 тысяч кубометров камня и 300 тысяч кубометров леса. Протяженность оборонного рубежа составила 1134 километра, было возведено 1116 дотов и дзотов, 1026 землянок, 114 командных пунктов. Все танкоопасные направления были перегорожены надолбами, стальными противотанковыми «ежами» или завалами. При этом, следует учесть, что часть работ проводилась в зимний период 1941-1942г.г., когда зима была очень и очень суровой.

В 2010 году началась массовая патриотическая акция, посвященная строительству рубежа обороны.

Десятки школьных экспедиций прошли по бывшему рубежу, на всех его пересечениях с автомобильными дорогами были установлены памятные знаки. Регулярно проводятся вахты памяти.