Победа 75 // Список станций // RP75I


RP75I
ИЛ-2

Самарская область

QSL via RW4HB


Фотографии и историческая информация о станции.
Внимание! Информация представлена управляющим оператором и опубликована как есть с полным соблюдением авторской орфографии и пунктуации.


Работа специальным позывным RP75I посвящается легендарному штурмовику ИЛ-2, выпускавшемуся в годы войны в городе Куйбышеве.

На пересечении проспекта Кирова и Московского шоссе в Самаре стоит необычный памятник. Это самолет-штурмовик Ил-2, который в годы Великой Отечественной войны массово производился на заводах Безымянки, и теперь он опять словно бы устремляется в небо со своего постамента. Мемориал был торжественно открыт 7 мая 1975 года и ныне он носит название «Памятник трудовой и боевой славы куйбышевцев в годы Великой Отечественной войны».

Возведение группы авиационных заводов на берегах Волги началось после секретного постановления Совнаркома СССР от 6 августа 1940 года. Согласно этому документу, в Куйбышевской области, в районе железнодорожной станции Безымянка, было образовано Управление Особого Строительства (УОС, или Особстрой) с приданным ему Безымянским исправительно-трудовым лагерем (Безымянлагом). Согласно первоначальным планам, здесь предполагалось возвести два самолетостроительных завода, моторный завод и заводской аэродром, а также произвести реконструкцию и расширение еще ряда предприятий.

Благодаря тому, что строительство авиационных предприятий в окрестностях Куйбышева началось еще осенью 1940 года, заводское оборудование, прибывавшее сюда с запада после начала Великой Отечественной войны, на месте назначения размещалось отнюдь не в чистом поле, а в практически готовых производственных корпусах. К моменту приб ытия заводов на месте бывшей степи уже стояли все основные производственные корпуса будущего авиационного комплекса-гиганта, готовые к работе на 80-90 процентов.

Завод №1

В этих корпусах всего за два месяца работники эвакуированных заводов №№ 1 и 18 в невероятно суровых условиях сумели наладить выпуск грозных штурмовиков Ил-2. Первый из них вышел из цеха в середине декабря 1941 года. Это было самое драматичное для страны время, когда гитлеровцы стояли на подступах к Москве, а перевезенные на восток оборонные предприятия еще только-только набирали производственные темпы. Именно в такой невероятно напряженной ситуации 23 декабря 1941 года в Куйбышев поступила правительственная телеграмма, подписанная председателем ГКО И.В. Сталиным. Вот ее полный текст:

«23/12 22 56 бл. 22-24 пр. 19/8

Два адреса: Куйбышев директору завода нр 18 Шенкману копия директору завода нр 1 Третьякову. Сер. Г. Москвы 3128 124 23 22 08. Уведомление телеграфом – Серия Г вручение подтвердите -

Вы подвели нашу страну и нашу Красную Армию тчк Вы не изволите до сих пор выпускать Ил-2 тчк Самолеты Ил-2 нужны нашей Красной Армии теперь как воздух как хлеб тчк Шенкман дает по одному ИЛ-2 в день а Третьяков дает МиГ-3 по одной по две штуки тчк Это насмешка над страной зпт над Красной Армией тчк Нам нужны не МиГи а Ил-2 тчк Если 18 завод думает отбряхнуться от страны давая по одному Ил-2 в день то жестоко ошибается и понесет за это кару тчк Прошу вас не выводить правительство из терпения и требую чтобы выпускали побольше Илов тчк Предупреждаю последний раз тчк нр П553 СТАЛИН».

Всего через сутки после получения этой телеграммы завод стал выпускать по три самолета Ил-2 в день, и в дальнейшем их производство продолжало наращиваться. В сентябре-октябре 1942 года силами заводского СКО была подготовлена документация для перехода на производство двухместных ИЛ-2 (с задней кабиной стрелка) вместо прежних одноместных. После успешных испытаний нового варианта машины в боях завод получил множество благодарностей от фронтовиков и просьбы продолжать выпуск ИЛ-2 с кабиной стрелка.

Всего в 1941-1945 годах с этого предприятия было отправлено на фронт 11863 штурмовика Ил-2.