Победа 75 // Список станций // RP75IGS


RP75IGS
Иван Гаврилович Шаманов

Калининградская область

QSL via UA2FAK


Фотографии и историческая информация о станции.
Внимание! Информация представлена управляющим оператором и опубликована как есть с полным соблюдением авторской орфографии и пунктуации.


Родился 25 сентября 1908 года в деревне Новосельцы Смоленского уезда (ныне Смоленский район Смоленской области), в семье рабочего. Русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1942 года. Окончил 10 классов. Работал на лесопильном заводе в городе Смоленске. В 1927 году призван в Красную армию и по комсомольской путёвке направлен во 2-ю военную школу лётчиков Военно-воздушных сил РККА в городе Борисоглебске. По окончании школы до 1933 года служил в авиационных частях Красной Армии. В 1933 году демобилизован. Работал в системе Гражданского Воздушного Флота. С 1933 по 1936-й годы Шаманов каждую ночь летал по маршруту Москва — Харьков со свежими номерами газеты «Правда». Затем вместе со штурманом М. В. Лориным работал в Якутии в интересах Главного управления геодезии и картографии при Совете Народных Комиссаров СССР, был лётчикомаэрофотосъёмщиком. Содержание Биография Связи Михаил Васильевич Лорин С началом Великой Отечественной войны Шаманов и Лорин подали заявления в Якутский районный военкомат об отправке на фронт. Но только после личной встречи с генералом Жавороковым в Москве Лорин был направлен на Балтийский флот, а Шаманов — в запасной полк. После переучивания на самолёт ДБ-3 весной 1942 года Шаманов наконец получил направление во фронтовую часть. В апреле 1942 года лейтенант Шаманов прибыл в 1-й гвардейский минно-торпедный авиационный полк командиром экипажа ДБ-3, а штурманом в его экипаже стал старый товарищ Михаил Лорин. Как только начались сражения по прорыву блокады Ленинграда, его экипаж наравне с другими гвардейцами наносил мощные бомбовые удары по долговременной обороне противника. Вместе с первым орденом Красного Знамени[1] Шаманову и Лорину вручили медали «За оборону Ленинграда»[2] . От вылета к вылету росло мастерство лётчика-торпедоносца. В ночь на 29 мая 1943 года Шаманов и Лорин поднялись в небо. В Рижском заливе они обнаружили и потопили транспорт водоизмещением в 5000 тонн. Днём позже экипаж бомбардировал укреплённый пункт противника. Первым в полку Шаманов был награждён орденом Отечественной войны 1-й степени[3] . 4 сентября 1943 года лётчики полка отправили на дно 7 гитлеровских транспортов. Один из них, водоизмещением 7000 тонн, был на счету экипажа Шаманова. Через десять дней снова победа в крейсерском полёте: потоплен транспорт, охраняемый сторожевым кораблём и катерами. За короткий срок бывший гражданский лётчик стал мастером торпедных атак. Гвардии капитан Шаманов к сентябрю 1943 года совершил 129 боевых вылетов, потопил 4 вражеских транспорта и был представлен к званию Героя Советского Союза. Не менее успешно Шаманов наносил удары и по наземным объектам врага. Совершая в ночь по два-три вылета, он наносил захватчикам тяжёлые потери в живой силе и технике. 19 сентября 1943 года сквозь сильный зенитный огонь лётчик прорвался к железнодорожной станции Волосово, где находились крупные склады горючего и боеприпасов, снабжавшие гитлеровские войска под Ленинградом. В результате меткого бомбометания в районе станции были отмечены сильные взрывы и возникло несколько очагов пожара. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 января 1944 года за образцовое выполнение заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецкофашистскими захватчиками гвардии капитану старшему капитану Ивану Гавриловичу Шаманову присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда»[4] . Бои продолжались, рос и боевой счёт лётчика-героя. 24 августа 1944 года — транспорт из состава конвоя, 15 сентября — одиночный транспорт юго-западней Либавы, 23 сентября — транспорт, эвакуирующий немцев из Таллина. Гвардии капитан Шаманов был назначен командиром эскадрильи, в октябре 1944 года награждён орденом Красного Знамени[5] . Приходилось не только воевать, но и учить. Осенью 1944 года, чтобы улучшить подготовку, в полку была организована учёба штурманского состава. Самолёт Шаманова стал «летающей лабораторией». В роли наставников выступал Лорин. Опытный экипаж ввёл в строй немало молодых штурманов и лётчиков. Значительная часть полётов Шаманова и Лорина приходилась на чисто морскую войну — торпедные и бомбовые атаки на коммуникациях, постановка минных заграждений. Но гвардейцы бомбили и наземные цели, почти все опорные пункты противника от Финского залива до Пруссии. Красногвардейск, Нарва, Урицк, Ропша, Котка, Хельсинки, Таллин, Либава, Кёнигсберг, Пиллау — это далеко неполный перечень тех мест, над которыми под интенсивным вражеским огнём выполнял задание экипаж Шаманова. В конце 1944 года командира третьей эскадрильи Шаманова с повышением назначили в учебный полк. Но он просил вернуть его на фронт. Нашли такое решение: Шаманова назначили лётчиком-инструктором штаба ВВС Краснознамённого Балтийского флота, а практически он оставался гвардейцем-торпедоносцем. Продолжал лететь на боевые задания. Всего за годы Великой Отечественной войны гвардии капитан Шаманов совершил 240 успешных боевых вылетов и потопил 8 вражеских транспортов. С 1948 года майор И. Г. Шаманов — в запасе. Вернулся в гражданскую авиацию, но с 1956 года по состоянию здоровья оставил лётную работу. Жил в городе-герое Москве, работал заведующим лабораторией Московского авиационного института. Скончался 18 марта 1982 года. Похоронен в Москве на Химкинском кладбище. Награждён орденом Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени[1][6][7][5] , орденом Отечественной войны 1-й степени[3], медалями. Одна из центральных улиц города Пионерского Калининградской области названа его именем.